omen.ru
tlp.ru
новая газета
газета
afisha.ru
вечерняя москва
ВМ
prazdnikinfo.ru
Elle Girl
|
Дьякова Елена. Только десткие книжки читать...
"Необычные приключения Т.С.и Г.Ф по Марку Твену"
Художественный руководитель Генриетта Яновская. МТЮЗ
- Диктую по буквам: "Миссисипи!" - скрипит учитель Тома Сойера, величественный зануда и лицемер с розгами на готове:
- Ми! Эй! Си! Си!Эй!...
На авансцене бросил якорь корабль Тома и Гека: он сложен из алых, бирюзовых и желтых кубиков, у него чудесная медная труба, пестрое гребное колесо и расписной судовой колокол размером с большое яблоко.
Весь агрегат точно выплыл из азбуки с картинками: "П" - параход.
Рыжая Тетя Полли в чепце и очках молода -отчаянно кокетничает с долговязым Автором в растрепанных бакенбардах.
Что не мешает ей честно и грозно выполнять взятые на себя перед Господом обязанности по сбережению заблудшей души племянника Тома. С чудесной англосаксонской назидательностью, вздымая острый палец, сверкая очками( и кружевами панталон из-под юбки!), Тетя Полли поет лихой зонг на стихи Киплинга.
"Т.С. и Г.Б. по Марку Твену" - актеры МТЮЗа "вживую"поют зонги Марка Минькова на стихи Юрия Ряшенцева, Олега Григорьева, Стивенсона. Действо при этом все время меняет жанри темп. Ломается - как мальчишеские голоса героев.
Для зрителей переходного возраста МТЮЗ поставил спектакль переходного жанра.
Взрослый изысканный театр сменяется азартной полудесткой возней: словно Марка Твена взахлеб пересказывал пятиклассник-"ботаник""нормальным пацанам": "И он его хрясь по сопатке! А тот ему дзынь в лоб!"
Примерный братец Сид управляет хором обывателей, распевающитх фугу на слова "Папа, не пей!" Пылкая вера в справедливость местного суда, добродетель воскресной школы, неумолимая бдительность Тети Полли, опекающей племянника-сироту, - очень смешны. Так же смешна - и чоень серьезна! - главная линия "Т.С.".: любовная.
Бекки Тэчер (Алена Стебунова) сияет золотом локонов, благонравной ясностью глаз, огромным малиновым бантом, оборками почти кукольного платьица. Том (Николай Иванов)налит ранней еще неловкой силой. Все как в старой английской песенке, пленяющей незыблемостью норм: Настоящая Девочка и Настоящий Мальчик.
В тринадцателетних влюбленных заложена ( и транслируется тринадцателетнему зрителю) самя сущность мужского и женских начал. Чем больше испугана Бекки - тем явственней лидер и защитник в Томе...
А лепет "семейной" ссоры, взрослый вопль измученного Т.С. : "Бекки! Почему ты никогда и не в чем мне не веришь?!" - утратившей кокетливое легкомыслие во тьме пещеры:" Том, я верю, что ты уже не любишь Эмми Лоуренс, но не верю, что ты не хочешь есть. Возьми половину пирога, а?.."
И зрителя эпохи унисекса ест поедом тоска по древнему контрасту душ.
Ему зверски хочется серьезных отношений. Ведь мы (дети, взрослые, театральные труппы) читаем десткие книжки ради освежения в памяти тех простых истин, на которых стоит мир.
Для поколений воспитанных на Вредных Советах ( Остер ни при чем - сам воздух насыщен Вредными Советами до предела), старые детские книжки обладают особым обаянием. МТЮЗ лихо шифрует их пестрыми "плящущими человечками" на сцене.
Но шифры просты. И смысл тоже: говори правду, даже если она опасна. Защищай и опекай девочек: они слабые и нежные создания, а некоторые из них - ну чистые ангелы. И в конце концов: папа, не пей! |
|