omen.ru
tlp.ru
новая газета
газета
afisha.ru
вечерняя москва
ВМ
prazdnikinfo.ru
Elle Girl

 

Найти: на

Мария Седых. Условный знак "Мяу!"
Во МТЮЗе поставили
"Необычайные приключения Т.С и Г.Ф."

ЕСЛИ СРАЗУ СКАЗАТЬ, ЧТО НА СЦЕНУ вышли знаменитые герои Марка Твена, то всякий тут же расшифрует инициалы. Конечно же, Том Сойер и Гекльберри Финн. Впрочем, сказав "всякий", я, возможно, поторопилась. Не знаю, зачитываются ли теперь такими книжками. Эту пьесу Генриетта Яновская написала лет 25-30 назад, а Кама Гинкас ставил ее в конце 70-х во Владивостоке. Тогда американские шалопаи и фантазеры задирали прилизанных "пионеров, спортсменов, отличников", теперь, может быть, тупых компьютерных монстров.

Пригласив на постановку студентку режиссерской мастерской Гинкаса Рузанну Мовсесян, Яновская словно поделилась с ней своими "детскими" игрушками, пустила на чердак памяти, где они хранились в ожидании новых хозяев.

Старым театралам интересно разглядывать, как соединяются в спектакле школа одного мастера с опытом другого. Так, наверное, родственники ищут схожесть в чертах младенца, поначалу отказывая ему в праве быть самим собой. Если добавить, что оформила спектакль студентка Сергея Бархина Ольга Золотухина, то родовых черт просматривается немало. Эти начинающие явно не подкидыши. И неважно, старшие младшим, или наоборот, шлют "приветы" из "Гуд-бай, Америки!", "Счастливого принца", "Золотого петушка", "Свидетеля обвинения". Молодым же зрителям "Приключений" совершенно безразлично, кто первый сказал "Мяу!". Для них это лишь пароль, о котором сговариваются Том и Гек, скрепив кровью клятву хранить открывшуюся им тайну.

Спектакль МТЮЗа молод и насмешлив. Жуткое убийство, коварный индеец Джо, школьные розги учителя-мучителя, ворчание тетушки Полли - лишь счастливое воспоминание о детстве. Воспоминание тех, кто, как и автор (или авторы), уверен, что лучше побыть недельку пиратом или благородным разбойником в лесу, чем долго мучиться президентом Соединенных Штатов.

Вот почему главный герой представления - сам Марк Твен (Николай Качура). Родовое свойство спектаклей этого театра - интерес к автору. Нет-нет, не педантичное ему следование, не буквалистское, упаси боже, чтение. Интерес - к сочинителю, творцу, преобразователю обыденности. В такой системе ценностей брат Тома Сид (Сергей Лавыгин) не тем плох, что стукач и зануда, а тем, что не видит снов с продолжениями наяву. К такому автору, знающему, как дохлой кошкой выводить бородавки, можно пойти в соавторы. Можно вместе с ним дивиться, что герои, едва появившись на свет (прямо из его головы), уже отбиваются от рук и вертят сюжетом по своей воле.

Вот почему Том Николая Иванова и Гек Алексея Алексеева здесь скорее тонкие задумчивые лирики, чем бесшабашные озорники, а рыжая тетушка Полли (Марина Зубанова) - не старая клуша, а живая, веселая партнерша, еще не привыкшая к длинным юбкам.

Со-творить по-мтюзовски - это значит превращать тыкву то в луну, то в таинственные черепа, пыхтеть и пускать дым вместе с пароходом, запускать почивших кошек на небеса, где они летают, смешно взмахивая лапками-крыльями, мужественно прятать страх от возлюбленной в черном ящичке-пещере... В общем, каждую секунду создавать театр. Этот наивный стиль (ни лазерных установок, ни компьютерной машинерии) без сюсюканья и демагогии проявляет чистоту помыслов и глубину переживаний, ради которых, собственно, и стоит театр создавать. И когда в финале исполнители, блестяще певшие и танцевавшие под музыку Марка Минкова, оставив за кулисами костюмы персонажей, выйдут на поклоны в цилиндрах и фраках (артисты!), то деревянная птичка, примостившаяся под колосниками, снесет яичко... не золотое, а простое.

 

 

alekseevaleksey@yandex.ru
Hosted by uCoz